Виды и методы ремонта
Механизм отбора мощности
Узлы карданной передачи
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА Механизм поворота Рулевой механизм

Ступенчатые коробки передач

05-02-2024

На грузовых автомобилях ЗИЛ, МАЗ и КрАЗ устанавливается пятиступенчатая трехходовая коробка передач.

Коробку передач автомобиля ЗИЛ130 (смотреть статью под номером 125) собирают в чугунном картере 16, который болтами крепится к картеру сцепления. Она состоит из трех валов 1, 17 и 23. Первичный вал закреплен в двух шариковых подшипниках: передняя опора находится в выточке коленчатого вала, а задняя — в передней стенке картера. Вторичный вал 17 установлен в роликовом подшипнике в выточке первичного вала и шариковом подшипнике в задней стенке картера. Промежуточный вал 23 вращается в переднем роликовом и заднем шариковом подшипниках. Как одно целое с первичным валом выполнена шестерня 25.

На вторичном валу расположено два синхронизатора 8 и 2. Первым включают вторую и третью передачи, а вторым — четвертую и пятую. Первая передача и задний ход включаются кареткой . Синхронизаторы и каретка 11 связаны с валом шлицевым соединением. В коробке установлено четыре пары косозубых шестерен с постоянным зацеплением зубьев. На промежуточном валу шестерни 19—22 и 24 закреплены на шпонках, а шестерня 18 выполнена как одно целое с валом. Шестерни 3, 4 и 9 посажены на вторичный вал свободно: 4 и 9 — непосредственно (без подшипника), а 3 — на стальной втулке. Блок шестерен 27 и 28 заднего хода установлен на оси 26 с правой стороны коробки. Шестерня 28 блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 20 промежуточного вала. На конце вторичного вала закреплен барабан 14 ручного тормоза. Картер закрыт чугунной крышкой 6, в которой установлен, механизм управления коробкой. В нижней части картера имеется отверстие для слива масла, в пробке которого закреплен постоянный магнит для улавливания металлических частиц, попадающих в масло; в боковой стенке выполнено отверстие для заливки масла и контроля его уровня. В правой стенке коробки есть люк для крепления механизма отбора мощности.

Синхронизатор служит для безударного переключения передач, такое переключение облегчает управление коробкой и повышает ее долговечность. Удар между торцами зубьев шестерен происходит изза несоответствия окружных скоростей на зубьях соединяемых деталей в момент включения передачи.

Синхронизатор (смотреть статью под номером 126) состоит из муфты 10, двух блокирующих конических колец 3, блокирующих пальцев 14 и фиксирующих пальцев 4 с шариками. Кольца жестко соединены между собой тремя блокирующими пальцами 14, которые свободно проходят через отверстия во фланце муфты. Кольца связаны с муфтой тремя фиксирующими пальцами 4 и шариками 6, которые прижимаются пружиной 5 к опорам 7. Опоры запрессованы в кольца 3. В средней части пальцев 14 и на торцах отверстий во фланце муфты выполнены блокирующие конические фаски а и б.


Смотрите также:
 Детали механизма газораспределения
 ЗАТУПЛЕНИЯ ДИСКОВ НА ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ БАТАРЕИ
 Пневматический тормозной привод вентилятора.
 Рулевой механизм
 Методика определения ремонтных размеров деталей

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: