ШТИФТОВКА |
19-09-2024 |
Штифтовка применяется при ремонте трещин небольшой длины в неответственных частях детали, например небольших трещин на наружной стенке водяной рубашки блока цилиндров двигателя.
Рекомендуется следующая последовательность операций.
1. Определить границы трещины. Эта операция может быть выполнена тремя способами:
а) место расположения трещины смачивается керосином, затем насухо вытирается чистыми концами или ветошью и натирается мелом;
при легком постукивании молотком керосин выступает из трещины и на меловой поверхности будут четко обозначены ее границы;
б) гидравлическим испытанием водяной рубашки блока цилиндров двигателя под
кисленной водой под давлением 3—4 кг/см2, границы трещины определяются в этом случае по окрашиванию ее в желтоватый цвет;
в) флуоресцентным способом; подробно этот способ был описан в § Ю.
2. Засверлить концы трещины для того, чтобы она не могла распространяться дальше (фиг. 146, отверстия 1 и 2).
3. Разметить и засверлить отверстия 3,4 с таким расчетом, чтобы при сверлении отверстий 5, 6, 7 каждое из них перекрывало соседние отверстия на 73 их диаметра.
4. Нарезать резьбу в отверстиях 1, 4, 3, 2.
5. Нарезать плашкой резьбу на прутке из меди.
6. В отверстия 1, 4, 3, 2 ввернуть поочередно на полную глубину штифты, отрезая их каждый раз от прутка на высоте 1,5—2 мм от детали.
7. Сверлить отверстия 5, 6, 7 между установленными штифтами и нарезать в них резьбу.
8. В подготовленные отверстия 5, 6, 7 ввернуть штифты и отрезать их.
Таким образом, вся трещина заделывается установленными на резьбе штифтами (фиг. 147).
9. Расчеканить выступающие части штифтов легкими ударами молотка и опилить напильником. В некоторых случаях для получения более плотного шва расчеканенные штифты пропаивают мягким припоем.
Если штифтовке подверглась водяная рубашка блока цилиндров автомобильного двигателя, ее после ремонта следует испытать на герметичность давлением воды 3 — А кг/см2. Водяная рубашка блока цилиндров двигателя Д54, имеющего вставные мокрые гильзы, испытывается на герметичность при давлении 1,5 — 2 кг!см2. Давление не должно падать в течение 5 мин.
На ряде ремонтных предприятий для изготовления штифтов используют отходы многожильных электрических кабелей. На медной жиле (проволоке) 0 4,2 мм нарезается резьба М4 X 0,7. На ремонтируемой детали сверлятся отверстия 0 3,3 мм под резьбу М4 X 0,7. Для изготовления штифтов может быть также использована проволока 0 5—6 мм.
Способ штифтовки простой и надежный и в некоторых случаях может заменить заварку. В ремонтируемой детали не возникают внутренние напряжения, которые появляются при сварке.