АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ДВИГАТЕЛЯ Д-160 |
31-10-2024 |
Потери на трение кривошипно-шатунного механизма получены в результате определения общих механических потерь методом индицирования давления в цилиндре двигателя, работающего под нагрузкой (рис. 2), затем из полученной величины вычитались потери на насосные ходы (рис. 2) и потери на привод вспомогательных механизмов (рис. 1).
При повышении скоростного режима процентная доля, падающая на трение КШМ, снижается. Однако это снижение происходит только по причине стремительного роста насосных потерь.
Зависимость трения КШМ от различных факторов до сих пор в литературе не освещена, а если и затрагиваются некоторые стороны этого вопроса, то выводы по ним основываются на косвенных исследованиях.
На наш взгляд, работу по отмеченному вопросу следует вести в следующих направлениях:
1) определение изменения силы трения между гильзой цилиндра и поршневой группой по углу поворота кривошипа при работе двигателя под нагрузкой;
2) исследовать влияние высоты компрессионного кольца и количества колец на величину трения их о гильзу цилиндра;
3) определить зазор между поршнем и гильзой цилиндра с точки зрения выравнивая давлений в заколечных пространствах и снижения ударных нагрузок поршня на масляную пленку зеркала цилиндра при перекладках поршня.
Выводы
1. Определена реальная возможность повышения топливной экономичности двигателя Д-160 (снижение удельного эффективного расхода топлива со 180 г/э.л. с. ч. до 175 г/э.л. с. ч. и ниже) за счет снижения механических потерь на привод масляного насоса и вентилятора, а также за счет снижения насосных потерь.
2. Для выбора направления существенного снижения механических потерь двигателя за счет уменьшения трения КШМ следует предварительно выполнить исследования по указанным в статье вопросам.